В начале февраля в мире отметили День борьбы с ненормативной лексикой. Многих, наверное, удивит этот праздник. И в самом деле – с чем тут бороться? Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем.
Есть те, кто четко разделяет: здесь можно подпустить крепкое словцо, а здесь надо его попридержать. И считают это нормальным. Они же не выражаются при женщинах и детях.
В речи многих гадкие словечки проскакивают в любом обществе. Причем проскакивают так ловко, что говорящие и сами их не слышат. Сделаешь такому замечание, а он совершенно искренне запротестует: «Не было этого!» Просто его язык и ухо привыкли к мату как к явлению обыденному, совершенно естественному. Его трудно в чем-то упрекнуть. Как объяснить, что мат – это плохо, если у человека прадед ругался, дед ругался, отец и сейчас ругается?
Да и неблагодарное это дело – взрослого перевоспитывать. Хотя, если представительница слабого пола попросит не выражаться в ее присутствии, многие мужчины пойдут ей навстречу. Вывод напрашивается сам собой. Внутренняя культура – в том числе культура языка – идет именно от женщины.
В семьях, где мама воспитывает детей матом, все общаются с помощью трех слов. Там и муж не стесняется в выражениях, и малыши выдают воспитателям в детском саду крепкие рулады, потому что выучили их чуть ли не раньше, чем «мама» и «папа». Большинство подростков и вовсе не представляют общения без мата – одного из главных признаков «взрослости».
А тем временем лингвисты, психоаналитики, служители церкви – все в один голос твердят, что в каждом слове скрыта своя энергетика. Одной фразой человека можно убить, можно и вылечить. Нам хочется высказаться, когда мы счастливы или когда нам плохо. Мы озвучиваем свои эмоции, и скорбные мысли уходят, а радость удваивается. В воздействии слов на наше состояние мы убеждаемся в раздраженной длинной очереди или переполненном автобусе, но почему-то не верим, что мат разрушает и говорящего, и слушающего. Может, стоит проверить – отказаться от брани для начала хотя бы на один день? Вдруг понравится?
Спасибо за статью! К сожалению сейчас на «нем» разговаривают дети, воспитывают родители, проводят планерки руководители и интервьюируют журналисты. Все плохо и видимо надолго(