Небольшой осколок снаряда, который протянул мне Василий, оказался увесистым, с острыми зазубринами на краях. «Он из того села, где мы сейчас стоим. Украинцы его в Международный женский день обстреляли из «Хаймарсов», – пояснил боец. – На снарядах было написано «Женщин с 8 Марта!»
Проверка на бдительность
Василий служит в зоне СВО с октября 2022 года, то есть почти с самого начала войны. На первых порах были и нестыковки, и сумбурный быт, ведь эшелоны с бойцами прибывали со всей страны. И хотя оружие новобранцам не выдавали, учили их на совесть. Например, выставляли караулы, внезапно выпускали ракетницу, имитировавшую взрыв, и смотрели на реакцию.
«Однажды ночью в посадках наши разведчики отрабатывали нормативы, а нас не предупредили, – вспоминает Василий. – Меня подозрительные звуки насторожили, а кто-то из ребят отмахнулся: «Да это дрова рубят». А из посадок автоматные очереди. Вот вам и дрова». Хорошо, что это были учения. А если бы боевые условия? Так что расслабляться ребятам нельзя.
Доставали из-под завалов
О том, что такое боевые условия, Василий узнал уже через несколько недель. Новобранцам выдали оружие, погрузили в фуру и повезли на линию фронта. Куда ехали – не видели. Знали только, что в сторону Херсонской области.
Сначала окопались в посадках, потом жили в сельском элеваторе. Привезли на «Уралах» 11 пушек, замаскировали их. Сами готовили еду на полевой кухне. А 4 ноября их позицию атаковали «Хаймарсы». «Над нами успели сбить снаряд, а над другими ребятами, которые жили на окраине села, нет, – вспоминает Василий. – Раненых было много. И погибших. Мы их потом вытаскивали из-под завалов».
Познакомился с «Бабой-ягой»
Затем Василия с товарищами перебросили еще ближе к передовой. Работали на берегу Днепра. Разведка корректировала огонь – их расчет выпускал снаряды. Сначала по 20 штук, потом больше. «Отстреляемся – и сразу назад, чтобы в ответ не прилетело, – поясняет Василий. – Даже если с орудием что-то не так, все равно в первую очередь бережем людей».
Здесь же познакомился зареченец с украинской «Бабой-ягой» – боевым дроном, который сбрасывает до четырех мин. Она каждый вечер кружит над нашими позициями, как и другие вражеские беспилотники. «Прилетов в последнее время стало, может, чуть меньше, но до тишины далеко, – не скрывает Василий. – Я, когда приезжаю домой в отпуск, от стука металлической двери автоматически приседаю».
10 кур и 10 индоуток
И это еще не все личное хозяйство боевого расчета Василия. Домашнюю птицу им предложила купить соседка. Ребята подумали, а почему бы и нет? Обустроили для новоселов сарай и стали ухаживать за разноперой компанией. Вскоре подселили к ней семейство кошачьих с позывными Пушок, Тарзан и Наташка. Живут мирно. «Жалко, наверное, будет кур и индоуток на суп пускать?» – спрашиваю Василия. Такое мое предположение его даже обидело: «Никто и не собирается. Они нам яйца несут – вот и пусть. И вообще, на войне должно быть что-то домашнее, живое».
Всего две недели
Именно столько длится отпуск бойца. Снова расставаться с мамой и женой Олесей. Хотя супруга досталась ему боевая и сама регулярно ездит в зону СВО: отвозит гуманитарную помощь, которую собирает вместе с волонтерами из группы «ПенZаZаПобеду».
А осколок снаряда, выпущенного из «Хаймарса», который привез Василий, наша редакция уже передала в один из школьных музеев города. Для истории.