«Когда мне было 4 года, мама как-то взяла меня за руку и сказала: «Сейчас мы с тобой займемся очень интересным делом», – вспоминает Ирина Сопова. – И вот уже больше 30 лет я так этим интересным делом и занимаюсь».
Сейчас Ирина – преподаватель Московской государственной консерватории, лауреат многочисленных международных конкурсов, обладатель различных стипендий и премий, музыкант оркестра musicAeterna, известного в нашей стране и за рубежом. В составе ансамбля солистов этого прославленного коллектива она и приехала в наш город с концертом в рамках программы «Территория культуры Росатома».
Первый концерт
А начиналось все на Дальнем Востоке, в городке Комсомольск-на-Амуре. Ирина родилась в семье музыкантов. Папа пианист, мама скрипачка. Ольга Дмитриевна и сейчас учит детей игре на скрипке, а тогда стала первым педагогом для своей маленькой дочери. Сначала нужно было правильно поставить руки.
И это было увлекательно, потому что мама все упражнения превращала в игру: «Сейчас наши ручки – это кошечки на мягких лапках. А теперь – послушные ветру веточки у дерева»… Весь первый год занятий она разрешала дочке подержать скрипку лишь изредка, как хрупкую драгоценность.
Инструмент манил своей недосягаемостью, поэтому настоящим триумфом для девочки стало ее первое выступление на семейном концерте – они часто практиковались в их доме. «Мой выход был – я торжественно, красиво, правильно держала скрипку. Не играла на ней, а просто держала. И потом под аплодисменты раскланивалась», – улыбается Ирина.
Первые звуки
Вскоре дошла очередь и до обучения игре. Если вы хотя бы раз слышали, как маленький ребенок осваивает эту непростую науку, вы этого уже никогда не забудете. «Пилит» – по-другому и не скажешь. «Пилила» и Ирина, а Ольга Дмитриевна брала инструмент и ту же самую простенькую мелодию из трех нот исполняла густым, наполненным звуком с вибрацией. Как-то дочка, слушая ее, расплакалась: «Когда ты показываешь, у тебя так все красиво получается, а у меня нет!»
«И это был тот самый момент, когда мама своим примером меня убедила: если будешь заниматься, у тебя тоже будет получаться красиво, ты обязательно этому научишься», – вспоминает Ирина.
Со временем она и сама прочувствовала: ежедневный многочасовой труд – это твоя подушка безопасности во время конкурсов и концертов. Как бы ты ни волновалась, в каком бы состоянии и настроении ни вышла на сцену, твой профессионализм всегда поможет тебе справиться с недомоганием и стрессом.
Первые самостоятельные шаги
А сложных ситуаций в ее жизни было предостаточно. Она рано выбрала профессию. Когда ей было 10 лет, педагоги, хвалившие юную скрипачку на различных конкурсах, говорили, что надо учиться дальше. Но дальше – это в другом городе. «Я поеду только с тобой», – заявляла Ирина маме. «Что я там буду делать?» – тихо возражала та.
К 14 годам стало ясно: ехать все-таки надо, потому что девочка твердо решила связать свою жизнь с музыкой. И мама отвезла ее в Новосибирск, в специальную музыкальную школу. Так пришло взросление. После школы Ирина с отличием окончила Московскую консерваторию на кафедре Юрия Башмета, потом –аспирантуру.
Первая и единственная
Теперь, когда Ирина – сама уже преподаватель – приезжает в Комсомольск-на-Амуре, она дает мастер-классы в родной школе и при этом не устает удивляться педагогическому таланту своей мамы. «Меня очаровывает и завораживает, как она проводит урок,– делится Ирина. – Мама умеет разговаривать с детьми на их языке. Ничего не упрощает, не сюсюкает, серьезно объясняет важные вещи. Но дети ее понимают, вдохновляются и меняются к лучшему».
Так и сама Ирина когда-то захотела добиться совершенства в игре на скрипке. Захотела сама, без всякого давления со стороны мамы. Но теперь она прекрасно понимает, что именно мама – та, благодаря кому она уже 30 с лишним лет выходит на сцену, чтобы провести за собой слушателей по удивительному миру звуков, в котором она столько часов провела в одиночестве, добиваясь красоты и гармонии.