13.5 C
Заречный
Воскресенье, 8 сентября, 2024

Чем удивил зареченских зрителей спектакль «Барышня-крестьянка»?

Если, собираясь в наш ТЮЗ на спектакль «Барышня-крестьянка», вы надеетесь увидеть маскарадную историю, какой эта повесть и была задумана Пушкиным, то ожидания вас обманут. От фарса, ярких костюмов и длинных диалогов питерский режиссер Егор Чернышов отказался наотрез. И удивил уже с первых минут.

Строгость и минимализм

Они были во всем: в симметрично расставленных стульях, геометрических мизансценах, черно-белой палитре, одной и той же фоновой мелодии и сдержанной игре актеров. Стильно. И необычно для «Барышни-крестьянки». Хотя местами даже монотонно. Зато такое решение прекрасно передает скуку провинциальной жизни.

Еще одна неожиданность – работа режиссера с текстом Пушкина. Так, в оригинале характеристику двум враждующим помещикам дает повествователь, а на сцене они сами высказывают друг о друге все, что думают. Берестов (Михаил Тихомиров) делает это с потугами на английский юмор, Муромцев (Владимир Кшуманев) – с чисто русской язвительностью. Да еще гувернантка мисс Жаксон (Людмила Кучерявенкова) добавила сарказма по поводу образа жизни поместных дворян. Причем реплики героев были обращены к зрителям, что создало почти домашнюю атмосферу.

Статуарность в пику движению

Движения на сцене действительно было немного. И почти все оно досталось расторопной служанке Насте (Кристина Денисова). Носилась она, как ветер, везде успевала и во все встревала, включая хозяйские разговоры. Однажды даже проехалась на самокате, что в стиль минимализма не слишком вписалось. Как и современный чемодан на колесиках Алексея Берестова. Эти две детали ничего, кроме мимолетной улыбки зрителей, в рисунок роли не добавили.

А вот сцена охоты двух помещиков, оседлавших вместо коней стулья, пластически и эмоционально удалась. Лихо получилось. И без пережима, что иногда свойственно актерам ТЮЗа нашего атомного города.

И главные стали второстепенными? 

Потерялись. Увы, но потерялись Лиза и Алексей – дуэт Татьяны Ивановой и Никиты Хайкина. Отошли они на задний план, а ведь это главные герои. Образы их выстроены режиссером нарочито схематично. Влюбленности не чувствовалось. Преображения тоже не увидели. Даже минималистского. Костюмы Лизы что в роли барышни, что в роли крестьянки были почти неотличимы. Для чего нужно было «высушить» эту сюжетную линию, так и осталось загадкой.

Зато мисс Жаксон – персонаж второстепенный – стала чуть ли не главной. Если в Англии есть проблемы с настоящими леди, можем одолжить на время «затянутую в рюмочку» Людмилу Кучерявенкову. Это ее героине режиссер доверил меткие комментарии по поводу русской жизни и наивных влюбленных. Сцена, когда обиженная Лизой мисс Жаксон в отчаянии села на стул, – одна из лучших в спектакле. Несгибаемая спина вдруг надломилась, руки беспомощно упали на колени… За несколько секунд актриса показала, как одинока ее героиня, как трудно ей в чужом доме… И мы кожей почувствовали, что за внешней чопорностью прячется живая душа.

Закольцевал

Удивил и финал спектакля. Он закончился не восклицательным сценическим знаком, а, скорее, многоточием. Герои вернулись на прежние места, и это значит, что жизнь их потечет по-прежнему. И повторят Лиза и Алексей судьбу своих родителей. И лет через 20 та же мисс Жаксон произнесет по их поводу те же слова, что ранее про папенек и маменек. Тонкий ход, который заставляет думать, анализировать. И подчас критиковать.

Но если постановка не задела зрителей, то и споров она не вызовет. А «Барышня-крестьянка» вызвала. «Я не рассказываю историй, которые мне неинтересны», – сказал в одном из интервью Егор Чернышов. Поэтому и его режиссерское прочтение классики интересно зрителям, даже если оно и неоднозначное.

Напомним, спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой родины» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры и туризма Пензенской области и администрации Заречного.

5 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Координатная плоскость
Координатная плоскость
11 месяцев назад

Спектакль очень понравился, а статья не понравилась

Евгения Котова)
Евгения Котова)
11 месяцев назад

Как тонко Тамара Александровна Московского режиссёра на место поставила. Браво, автор! Статьи.)

Лариса Рагимова
Лариса Рагимова
11 месяцев назад
Ответить на  Евгения Котова)

Я бы не преследовала цели ставить кого то на место, в особенности режиссёра. Все мы очень разные. И у нас всегда есть выбор.

Гость
Гость
11 месяцев назад

А пятницу пойдем… поглядим

Лариса Рагимова
Лариса Рагимова
11 месяцев назад

Да, с коллегами возник спор. Люди ждали в точности Пушкина-синий сарафан, лес, дупло, лошадей, стол с угощениями…И текст по автору. А меня зацепило! И поняла я это на «Бесприданнице» в ТЮЗе, когда вдруг Гардемарины появились и другие новшества режиссёра. Время другое, стиль другой, понимание у всех разное, додумывать можно и даже полезно. Второй случай был в августе, в Питере, в театре эстрады Аркадия Райкина. Давали Чехова(рассказы). И то же с новизной, с современными шутками. И уже не было непривычно. Было ТАК. И это здорово. Дочь в диком восторге! Вот интересно было бы узнать мнение молодёжи- 12+. Их нужно погружать в театр. Возможно, именно таким образом и получится.

ЧИТАЮТ И ОБСУЖДАЮТ

5
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x