Детство тех, кому сейчас за 80, пришлось на самый страшный для нашей страны период. Даже если они не видели бомбежек, военные годы стали для них временем лишений. Своими воспоминаниями с «Заречьем сегодня» поделилась мать зареченки Галина Скворцова, которая в 40-е жила в городке Меленки Владимирской области.
Женщина со вздохом рассказывает, что в войну люди не жили, а выживали. И хотя в Меленках было много частных домов и почти все хозяева держали корову или козу, значительную часть сметаны, масла и молока сдавали государству. При этом содержать скотину без сильных мужских рук было тяжело.
«Косить на лугах запрещалось, так что место для покоса приходилось искать на болотах, – вспоминает Галина Семеновна. – Мать и соседка впрягались в телегу и чуть свет уезжали на покос, а меня – пятилетнего ребенка – оставляли в копне сена на улице».
Питались в основном картошкой, свеклой, морковью. Летом варили щи из крапивы и подавали их на стол, побелив молоком. Сытости от пустой еды было мало, и растущим подвижным детям все время хотелось есть.
Страдали не только от голода, но и от холода. Одежду и обувь купить было не на что и негде. Случалось, что с фронта приходили посылки. Поношенные солдатские шинели умелицы женщины перекраивали на пальто. Потрепанные ботинки девчонки и мальчишки носили только в школу. А возле дома, чуть сходил снег, бегали босиком.
Старшие дети, едва заканчивались уроки, собирали в лесу шишки и хворост, таскали их мешками и набивали под домом полный подклет. Зимой это было главное топливо, ведь пилить лес на дрова жителям запрещалось.
Сейчас Галине Семеновне 85 лет. Она живет все в том же городке, ходит по тем же улицам. И невольно сравнивает жизнь прежнюю и сегодняшнюю. «Сейчас скотину никто не держит и огород многие не засаживают, – подмечает она. – А в войну каждый клочок земли был на вес золота. Земля-кормилица помогла не умереть с голоду».