У себя в Перми театральный критик, член жюри Всероссийского конкурса «Золотая маска» Татьяна Тихоновец бывает от силы неделю в году. Вся ее жизнь в разъездах: Сибирь, Урал, Поволжье, Дальний Восток… За сезон Татьяна Николаевна просматривает до 300 спектаклей в разных городах. Словно золотоискатель, ищет интересные театры, делает профессиональный разбор режиссерской и актерской работы. Недавно она побывала в нашем городе.
– Татьяна Николаевна, из 140 заявок комиссия Союза театральных деятелей отобрала зареченский ТЮЗ. Почему?
– Уверена, что давать гранты для приглашения критиков нужно именно удаленным от центра или малым театрам. Крупные и сами имеют такую возможность, в том числе финансовую. А вот небольшим это сделать сложнее.
– Однажды Вы сказали, что сейчас за хорошим спектаклем необязательно ехать в Москву. Что Вы имели в виду?
– В России выросло поколение молодых хорошо обученных режиссеров. В столице им пробиться трудно, да уже и не так интересно. А в провинции они проводят творческие лаборатории, видят, что здесь есть хорошие театры, где хотят познакомиться со столичной режиссурой. Из такого взаимопонимания и рождаются яркие спектакли.
– В Заречном Вы посмотрели несколько постановок приглашенных режиссеров. Браво кричали?
– Пока нет (улыбается). Но работы интересные. Понравилась «Бесприданница» режиссера Андрея Шляпина. Он заставляет зрителей думать, ведь у многих «прицел» сбит фильмом «Жестокий романс». Тонко работает актриса Татьяна Иванова, сыгравшая Ларису. Ни у кого не видела такого дуэта, как Харита Игнатьевна (Наталья Кучишкина) и Кнуров (Владимир Кшуманев). Понравились «Игроки» режиссера Рустема Фесака. Он показал не просто шайку мошенников, а поэтику азарта. Спектакль «Собаки-якудза» видела, к сожалению, только в записи, но это красивая и пластичная работа.
– Критик не убивает в Вас просто зрителя?
– Нет. У меня же два полушария: левое анализирует, правое дает волю эмоциям.
– При разборе можете устроить труппе разгром?
– Боюсь критиков, которые топчутся на плохом спектакле. Не шашкой нужно махать, а разбираться, в чем причина неудачи. И рекомендации стараюсь давать осторожно, ведь игра – это зона актерской ответственности.
– Наш ТЮЗ уже пятый театр из городов ЗАТО, который Вы посетили. Есть ли у него особенности?
– Здесь нет любительщины. И внутренней закрытости. Театр работает профессионально. Для меня это очень ценно.
– Свой театр в маленьком городе – это…
– Это такое же градообразующее предприятие, точнее, культурообразующий центр. Ведь театр – единственный оставшийся живой вид искусства, где человек смотрит в глаза человеку.
Как хорошо, что у нашего театра появилась возможность приглашать режиссеров со стороны. Это новый взгляд, новые, непохожие друг на друга постановки и необычное аплуа для каждого нашего актера. А профессиональная критика необходима любому артисту.