«А зори здесь тихие» – один из лучших фильмов о войне. И неудивительно, ведь режиссер Станислав Ростоцкий сам фронтовик. Однажды во время боя его взрывом отбросило под танк. С раздробленной ногой и грудной клеткой боец вряд бы выжил, но спасла медсестра. Она пронесла раненого солдата несколько километров на руках. Отдавая дань уважения этому подвигу, Ростоцкий в 1972 году снял фильм о женщинах на войне. Условия работы для всех были почти фронтовые.
Подвиг режиссера. Съемки продолжались три месяца в тяжелейших условиях заболоченной Карелии. Работать начинали в пять утра, а заканчивали ночью. Однажды, когда снимали сцену в болоте, к месту съемок подогнали грузовой автомобиль «Урал» с кислородными баллонами, чтобы имитировать болотный газ. Кругом топи, скалы, скользкий мох, и машина начала медленно сползать на съемочную группу. Первым, кто кинулся под бампер «Урала», был Ростоцкий. Для человека на протезе – инвалида – это был почти подвиг.
Лиза Бричкина. Нелегко пришлосьи актрисе Елене Драпеко, которая играла Лизу Бричкину.После каждого неудачного дубля в болоте ее раздевали, мыли, одевали в сухую одежду и заново гримировали. В болоте она «тонула» несколько раз, но достоверности режиссер не видел. Тогда он потребовал, чтобы Елена погрузилась в жижу с открытым ртом и долго сидела под грязной водой, пока не сомкнутся круги у нее над головой. Этот кадр и вошел в фильм.
Галка Четвертак. «Меня на съемках чуть взаправду на тот свет не отправили, – вспоминает Екатерина Маркова, сыгравшая Галку. – Фашисты должны были выстрелить мне в спину, и дырочки от пули и кровь решили снять крупным планом. Пиротехники взяли доску, закрепили на ней пузыречки искусственной крови и повесили мне на спину. Но не рассчитали мощность заряда – гимнастерка разлетелась в клочья. От увечья меня спасла лишь доска».