0.2 C
Заречный
Вторник, 3 декабря, 2024

Ковали победу жители Города трудовой доблести – в рассказах зареченцев

20 мая в Пензе впервые отметили День трудовой доблести. Почетное звание областному центру присвоили весной прошлого года. Вспомним, какой ценой давалась победа, которую ковали в тылу.

От «катюши» до самолета

Во время войны в Пензу эвакуировали предприятия военно-промышленного комплекса: сюда прибыли заводы из Симферополя, Воронежа, Харькова. Уже в конце 1941-го в Пензе начали производить легендарные «катюши» – реактивные минометы М-8, изготавливать мины, артиллерийские снаряды, авиабомбы.

Каждый месяц ремонтировали от 40 до 60 самолетов, которые пострадали в воздушных боях. Отсюда же на фронт отправляли детали военных самолетов, шинельное сукно, валенки, лыжи и другую продукцию. В областном центре работало 90 эвакогоспиталей, которые вылечили около 200 тысяч раненых.

Все для фронта!

Известный лозунг для жителей региона был не простыми словами. В годы войны колхозы и совхозы области отправили на фронт около 60 миллионов пудов хлеба, более 67 тонн шерсти, почти 18 тысяч полушубков, 59 тысяч пар валенок, 8 тысяч меховых жилетов, 124 тысячи пар носков.

«Весь урожай картофеля, лука, моркови отдавали в качестве госпоставки, а еще определенную норму молока, масла, шерсти. Если этого в хозяйстве не было, то покупали и сдавали», – вспоминала зареченка Римма Заморзаева.

Женщины ночами всей деревней вязали варежки и носки для солдат – по 10 или 15 пар, как требовала норма. Днем работали все, кто мог. Из девочек 10–12 лет в области сформировали детское звено и отправили в поле.

«Вместе со звеньевой тетей Матреной дети жали рожь, которая была в два раза выше их. Потом вязали снопы – прижимали к земле и связывали. Но откуда взяться силам в худых ручонках! Снопы разваливались, и тетя Матрена молча перевязывала их сама», – рассказывала зареченка Надежда Девятова. Она же вспомнила и рецепт тылового хлеба, который был их единственной едой: «Сами жили впроголодь. Мололи семена лебеды и шелуху от пшена, терли картошку, добавляли чуть-чуть муки. Да и такой хлебушек иной раз не видели».

Наесться хлебом досыта – вот о чем мечтали дети в войну. Во время школьных занятий голодные обмороки стали делом обычным. «Сверстники, у которых был хлеб, приводили упавших в чувства, – вспоминала Полина Присяжная. – Дадут кусочек хлеба или лепешки, и упавший приходит в себя».

Рубеж в замерзшей земле

В начале войны немцы стремительно наступали. «По берегам Волги было решено строить вторую линию обороны: ее частью должен был стать Волжско-Сурский рубеж, 75 % которого приходилось на Пензенскую область. На  строительство в конце октября 1941 года мобилизовали более ста тысяч человек: женщин, детей, стариков. За несколько недель они должны были соорудить 450 км рвов, 1500 огневых точек, 12 тысяч землянок», – перечисляет зареченский историк Илья Мурылев.

Фото с реконструкции строительства Сурского (Пензенского) оборонительного рубежа, из личного архива Ильи Мурылева

Конец осени – начало зимы в тот год выдались холодные. Грунт, в котором было много гальки, промерз. В сорокаградусный мороз жители области копали противотанковые рвы и блиндажи. «Прабабушка рассказывала: копать было невыносимо трудно из-за холода. Не хватало еды, все замерзали, спали в сараях и на соломе», – отмечает пензячка Дарья Казакова.

Сурский рубеж сооружали с ноября 1941-го по январь 1942-го. Эта линия обороны должна была сдержать гитлеровские войска в случае нападения на Казань или Куйбышев.

Бои над Селиксой

Хотя до Пензы фашисты не дошли, бои над станцией Селикса и территорией нынешнего Заречного проходили. Гитлеровцы хорошо изучили военный и хозяйственный потенциал региона. В гарнизоне действовала хорошо организованная система ПВО, и разведка над Селиксой для неприятеля была делом рискованным, но Селиксенские лагеря имели стратегически важное значение.

22 сентября 1942 года в небе над Селиксой развернулась настоящая воздушная битва. В 11 часов 15 минут наблюдателями был обнаружен самолет противника. Плотный огонь зениток заставил самолет отчаянно маневрировать. Пилот внезапно сделал резкий поворот, однако тут же был атакован нашими истребителями. Немецкий летчик быстро ушел на запад.

По материалам сборника редакции газеты «Заречье сегодня» «Забыть нельзя» и книги «Пензенский оборонительный рубеж и оборона Пензы в 1941–1943 годах. Документы и материалы», В. Кладов.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

ЧИТАЮТ И ОБСУЖДАЮТ

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x