Как он приехал в Заречный и почему у него нет стихов о службе
«Проходите и не вздумайте разуваться!» – по-доброму приветствует меня на пороге квартиры Виктор Петрович Иванов. Пока иду вместе с ним в зал, подмечаю, что жилище полностью соответствует хозяину – поэту и прозаику, полковнику в отставке. Везде по-военному чисто и по-литературному уютно. Полки и шкафы заполнены разнообразными книгами.
«Причудливая вещь – буквы, – загадочно начинает наш диалог поэт. – Вроде их всего 33, не так много, знаем их наизусть с детства и даже не догадываемся, какой чудесной силой они обладают».
С молоком матери и стихами отца
– Я вырос в читающей семье. Папа был военным, но очень любил литературу и сам писал стихи. Мы часто переезжали, поэтому совсем ранние стихи, которые в 14 лет написал, не сохранились. Тогда меня восхищала природа, и героями всех сочиненных строчек были луга, небо, бескрайние поля.
#SIMILAR#А вдохновила меня на поэзию подаренная родителями книга – сборник произведений Михаила Лермонтова. Привлек он своим мистицизмом и фатальностью. Судьбоносная книга до сих пор хранится в нашей семье, я передарил ее внуку.
Но всерьез поэзией увлекся уже в зрелом возрасте, когда попал в удивительный закрытый город.
Куда ехал – не знал
– С 1961 по апрель 1963 года я служил в Белоруссии. Есть там такой городок Пружаны, недалеко от Бреста. Туда я попал сразу после училища. Это была эра создания Ракетных войск стратегического назначения. Собирали офицеров со всех родов войск и учили на новую технику. Единую униформу еще не успели разработать.
Поэтому наш стратегический противник никак не мог понять, какую же форму носят в этих войсках.
В апреле меня вывели за штат: на службу я уже не ходил, только в патруль по городу. А через месяц был в Москве на Большой Ордынке, 26. Тогда по этому адресу располагалось Министерство среднего машиностроения.
Там и получил назначение с формулировкой «Пенза-19. Хозяйство Проценко».
Ни одного аварийного запуска
– В Заречный я приехал в мае 1963 года. Меня определили на службу в военно-сборочную бригаду, которая располагалась на 2-м производстве – Базе оборудования. Кстати, из всего рабочего коллектива я один прибыл в город вместе с супругой. На производстве мы занимались испытанием специзделий на полигонах. Таких бригад по всему Советскому Союзу было всего четыре. В каждой – от 30 до 40 человек.
Я и на вертолетах по пять часов летал, чтобы поймать на фотопленку импульсы, которые издавала контрольная аппаратура головной части ракеты, летящей по заданной траектории. И на атомных подводных лодках, как представитель завода, участвовал в испытаниях. Все изделия тогда проверяли очень тщательно. Поэтому за годы моей работы уверенно говорю: по вине предприятия не было ни одного аварийного запуска. Родным и близким о службе никогда ничего не рассказывали. Да и стихов на эту тему у меня тоже нет. Секреты Родины нужно уважать.
Литературные вечера и полные залы
– В 60-х годах мы с Виктором Кельхом придумали литературные вечера. Тогда по телевизору шла программа «Кабачок «13 стульев». А мы в рамках конкурсных вечеров проводили свои «кабачки» под названием «13 креслов».
Неправильное окончание слова в названии оставили сознательно, ради юмора.
Так вот зрители разбивали стеклянные двери в ДК «Современник», пытаясь успеть купить билет на них. В 70-х годах я засветился и в народном театре при Дворце культуры. Однажды мне досталась роль Ипполита во всем известной постановке «Ирония судьбы». Показывали мы ее несколько раз по просьбе зрителей. Поэтому на главной сцене города меня регулярно поливали водой из душа. Для этого на сцену выкатывали настоящую ванну. И чтоб было все по Станиславскому, пришлось мне пожертвовать собственной шапкой. А пальто тогда выдали в костюмерной.
Обложки книг подсказал Дементьев
– К своим 80 годам я выпустил семь сборников стихов. И все оформлены в едином стиле. Признаюсь, что синюю обложку и серебряный цвет букв на них я позаимствовал у своего земляка Андрея Дементьева. Как-то в Пензе я купил его небольшой сборник, оформленный именно так. Мне он понравился, и я решил, что и свои книги издам в таком же стиле. Кстати, иллюстрировать сборники мне помогает сын Борис. Он тоже пошел по моим стопам. Прошел военную службу на флоте, сейчас в звании капитана 1-го ранга ушел в отставку и стал преподавателем. А до этого в том же военном институте был заместителем начальника по научно-учебной работе. Теперь же в свободное от работы время пишет стихи и выступает на литературных вечерах.
#SIMILAR#Автор двух гимнов
– В начале 90-х я работал на руководящих должностях в городской администрации. Тогда же решили, что городу нужен гимн. Я написал текст и вместе с другими участниками подал его комиссии. Голосование было закрытым, никаких имен и регалий – оценивали только текст. В результате мое стихотворение «Над соснами встает рассвет…», музыку на которое сочинил Борис Гомберг, и стало первым гимном города.
Потом в 2000-х опять же в городской администрации решили переделать гимн, чтобы он звучал торжественнее и мажорнее. Поэтому слова и музыку нужно было поменять.
Снова объявили конкурс с закрытым голосованием, а я опять осмелился поучаствовать. Не знаю, уж что это – удача или закономерность, но мой текст снова понравился. А автором музыки стала легендарная Светлана Васильевна Исаева. Это наш с ней совместный подарок городу.