Для зареченца Аскара Камышева восхождение стало испытанием на прочность
Эльбрус – самая высокая вершина России. Его высота достигает 5642 метров. Ежегодно его пытаются покорить сотни людей, которые хотят проверить себя на прочность. Но Эльбрус принимает только самых сильных и волевых. В этом убедился Аскар Камышев. Недавно он совершил восхождение по южному его склону и убедился, что это не простая прогулка.
Каждый день зареченец вел путевой дневник, отрывки из которого мы и приводим.
Про интуицию и знаки
А ведь Эльбруса в жизни Аскара могло и не быть. Тревожные знаки преследовали его с самого начала.
«Перед восхождением у меня разболелась поясница, случились неурядицы на работе и ссора с супругой. В день выезда пошел ливень. Уже в Пятигорске, лежа в номере, я думал, что это плохие приметы. Хотел отлежаться дня два и ехать домой, – признался Аскар. – Все было против меня. Как будто кто-то всезнающий отговаривал идти на гору. Но утром я все же отправился на сборы».
К цели – шаг за шагом
В лагере туристов учили пользоваться снаряжением, двигаться плавно, без рывков, чтобы не было одышки. На гору поднимались постепенно: сначала на тысячу метров, потом еще на тысячу и затем – до 3800.
«Инструктор нас постоянно пугал предстоящими опасностями, поэтому было жутковато, – не скрывает зареченец. – К недостатку кислорода я привык быстро, но было неясно, как поведет себя организм при нагрузках. Я знал только одно – для меня важно достичь цели».
Сквозь снег и град
Восхождение началось в час ночи. Южный склон Эльбруса – это самый легкий путь. Но и он дался туристам с большим трудом. И это несмотря на то, что из-за плохой погоды группа проехала 1100 м на ратраке – машине с широкими гусеницами.
«Последние 500–600 метров мы шли в кромешной снежной мгле, – вспоминает Аскар. – На нас обрушились снег, град и туман. Температура – минус 10 градусов. Ветер, от которого становилось раза в три холоднее, – метров 30 в секунду. Шли пристегнувшись карабином к узким перилам. Если этого не сделать, можно сорваться с обрыва. Последний – самый тяжелый – участок я шел и плакал. Я вдруг понял, что Эльбрус – сильный и мощный. Он стоял, стоит и будет стоять, и для него человек – это песчинка, а его жизнь – лишь мгновение. Я был глуп, стараясь покорить Эльбрус. На самом деле к нему можно лишь прикоснуться, точнее, получить на это разрешение».
Так думал, видимо, не только Аскар Камышев. Из 22 человек, которые готовились к восхождению, один отказался уже во время тренировок, трое сошли с дистанции на пути к вершине, а у одного парня случился отек легких: его несколько часов спускали с горы.
Настоящий герой
При спуске с Эльбруса зареченец повстречался с удивительным человеком – Рустамом Набиевым.
«Парень остался без ног, но сохранил тягу к жизни и яростную силу воли. Рустам взобрался на гору за два дня до меня. Он единственный человек, который сделал это на одних руках, – записал в путевом дневнике Аскар. – Теперь, если вдруг покажется, что мне тяжело, будет достаточно вспомнить о нем, чтобы понять, что настоящих трудностей я еще не видел».