Редактор нашего сайта Дарья Жаринова о местных жителях и законах.
Когда едешь в Абхазию на поезде, проезжаешь Олимпийский парк. Это последняя российская станция на окраине Сочи. Вокзал светится огнями и выглядит скорее как аэропорт. Когда поезд прибывает в Сухум, столицу Абхазии, пассажиры выглядывают в окошко – там тоже красивый вокзал. Но только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это обшарпанное здание без окон. И вокзал в столице государства не работает…
Новые улицы
«Пойдем пешком, здесь недалеко», – сказал мне на вокзале муж. Я поверила и пошла. С дороги мы, конечно, сбились. Но, зная адрес, не паниковали – можно ведь спросить. Обратились к эффектной даме средних лет, которая укрывалась от зноя под зонтиком.
«Улица Вардания? Я коренная сухумчанка, но такой не знаю, – призналась женщина. – После войны многие улицы переименовали, и в новых адресах я не ориентируюсь. Но если знаете фамилию хозяев, подскажу, где искать».
#SIMILAR#
В первый же час пребывания в этой стране мы поняли, что вся жизнь абхазцев делится на до и после войны. Однако негативного отпечатка на их менталитет она не наложила: люди вступают в диалог с улыбкой и сами интересуются, нужна ли помощь, когда видят в глазах вопрос.
Платить не будем Зачем платить за воду, которая идет с гор?
Чтобы поддерживать коммуникации в рабочем состоянии? Этим должно заниматься государство!
Так рассуждают некоторые жители Абхазии и счета за коммуналку действительно не оплачивают. А вот почему не платят за свет, объяснить затрудняются.
«Так никто и не приходит деньги собирать», – рассуждает Инна, хозяйка гостевого дома, в котором мы остановились. Газ все покупают в баллонах.
Налогов на транспорт и недвижимость в Абхазии нет на законодательном уровне. Так, по крайней мере, утверждают сухумцы. ИП для ведения бизнеса оформлять тоже необязательно, потому что «проверять все равно никто не будет».
В начале июля по Сухуму пролетел ураган, поваливший деревья и лишивший город электричества на сутки.Символ борьбыОтсутствие денег в государственной казне – официальная причина того, что в столице не восстанавливают здание правительства. Хотя сухумцы и говорят, что это символ их борьбы за независимость.
Здание правительства подожгли в последний день грузино-абхазского конфликта. Сделали это военные кабардинского батальона, который воевал на стороне абхазцев. Они хотели выкурить из страны всех до последнего.
30 лет в центре Сухума стоит обожженное войной здание правительства. На его восстановление не хватает денег.
«Конечно, целью был президент Шеварднадзе, но он ушел через живой коридор, – сожалеет водитель огромного «Лексуса». – Здание восстанавливать дорого, оно в плохом состоянии – пострадали перекрытия, хотя со стороны выглядит сносно».
Мужчина увидел нас с мужем на автобусной остановке, притормозил и предложил подвезти. Денег не взял. И даже немного обиделся, когда мы хотели расплатиться.
Как в СССРЭто если говорить о ценах и очередях. В городе один большой супермаркет. Так как народ в Абхазии живет не самый расторопный, на кассах скапливаются огромные очереди. В одной я насчитала 32 человека. Притом покупатели стоят и не возмущаются.
Кстати, уже подойдя к продавцу, я заметила, что он пересчитывает сдачу за компьютером на калькуляторе.
«Технике на 100 % доверять нельзя, я лучше перепроверю, чем кого-то обману», – объяснил он.
Это тоже у абхазцев в крови. Еще одна причина очередей – цены. Например, литр сока Rich, который в России стоит больше 100 рублей, там можно купить за 58. Ароматный теплый хлеб – за 20.
Рядом с супермаркетом находится городской рынок. Там царит сплошная антисанитария. Я видела на асфальте рыбные очистки и кости крупных животных с остатками мяса. Во фруктово-овощной части лучше: просто пахнет сгнившими дынями и персиками.
При этом продают абхазцы только свежий товар.
Если не обращать внимания на грязь и все-таки купить фрукты или кинзу, тщательно их помыть, то можно получить почти тропическое наслаждение. Килограмм клубники на рынке стоит около 200 рублей. Но ничего общего с нашей клубникой абхазская не имеет. Она сладкая, без кислинки, сочная и крупная. Но местные жители эти цены считают высокими.
«Люди скоро вместо овощей и фруктов начнут есть мясо», – сокрушалась хозяйка гостевого дома Инна.
Очей очарованье
В Абхазию влюбляешься через неделю после начала отпуска. К этому времени закрываешь глаза на внешние недостатки города и проникаешься его атмосферой. Там спокойно, размеренно, пахнет морем и кофе.
#SIMILAR#
Еда вкусная, вино густое.
Озеро Рица, куда едут на экскурсию почти все туристы, окружено пушистыми зелеными горами. Вид – как в швейцарских Альпах. Вода в озере цвета морской волны. По его глади скользят ярко-желтые катамараны. Пахнет свежестью. Но если ехать на озеро Рица с экскурсией, времени на созерцание выделяют мало – всего 40 минут. Лучше добираться самостоятельно. .