Владимир Жуков в честь Дня ВДВ вспоминает годы службы в мятежной Праге.
Служить в ВДВ почетно, ведь десантники всегда там, где труднее всего, где вспыхивают военные конфликты и нужно отстаивать целостность страны и конституционные права граждан. Зареченец Владимир Жуков служил в десантных войсках в далекие 60-е. Он помнит и враждебную Литву, и мятежную Прагу.
Ходили по пять человек
Десантный полк, где служил Владимир Жуков, дислоцировался в литовском городке Алитус. Он поразил зареченца европейской чистотой и достатком жителей. Но Алитус оказался с характером. Первое, с чем познакомили молодых призывников, были правила поведения в городе. Местное население относилось к русским враждебно, и солдатам разрешалось ходить в увольнение только по трое-пятеро.
Первый прыжок
Служить было нелегко: ежедневные марш-броски, тренировки в спортгородке, прыжки с парашютом. К концу дня форма становилась мокрой от пота, а ноги гудели от усталости.
Первый прыжок Владимир совершил с высоты 800 метров. Он не сразу сообразил, как повернуться спиной к ветру, и парашют несколько метров тащил его по земле.
«Но страха не было. Скорее, растерянность от неопытности», – улыбается Владимир Васильевич. Как оказалось позже, гораздо сложнее прыгнуть с меньшей высоты – в 350 метров. Если парашют не успеет раскрыться, это может стоить десантнику жизни.
#SIMILAR#
Мятежная Прага
В августе 1968 года полк срочно подняли по тревоге и отправили на аэродром.
«Из газет мы знали, что в Праге начались беспорядки. Нам выдали двойной боекомплект, – вспоминает Владимир Жуков. – Затем началась срочная погрузка техники в военно-транспортный самолет. Ан, на котором мы летели, сопровождали МиГи. Из иллюминатора мы видели, что в сторону Чехословакии движется колонна танков… Было ощущение, что в воздухе пахнет войной».
Как только самолет приземлился в Праге, десантники на артиллерийских самоходных установках двинулись к военно-политической академии. Обстановка была накалена до предела. Митингующие накатывали на советскую колонну волнами, из толпы слышались выкрики «оккупанты».
«Суть государственного конфликта нам объяснили как попытку антисоветских сил осуществить переворот в дружественной Чехии, – пояснил Владимир Васильевич. – Митингующие были безоружными, поэтому мы стреляли только по брусчатой мостовой. Но пули рикошетили, и в толпе появились первые раненые».
#SIMILAR#
Многие чехи, говорившие по-русски, подходили и уговаривали советских солдат убираться в свою страну. «Мы отдельное государство и хотим сами решать свою судьбу», – объясняли они.
Все государственные здания были блокированы советскими войсками и войсками стран Варшавского договора, а правительство Чехословакии переправили на самолете в СССР.
«Когда прочитали в «Комсомолке», что делегация Чехословакии прибыла в Москву с дружественным визитом, то очень удивились, – признался Владимир Васильевич. – Мы-то точно знали, что дружба держится на наших штыках».
.