Заречный Пензенской области

26 Октября 2021

ЦБ USD 70.86 руб.; EUR 82.50 руб.;

Пенза ясно, без осадков, -3...-5 °C

                          



Выгнать из школы Толстого и Достоевского – это идеологическая диверсия

Мысли-мюсли   13.10.2016  Автор: Тамара Задорожная
20121012 212-615-380-download.jpg


Недавно представители православной церкви предложили убрать из школы некоторые произведения Толстого и Куприна как подрывающие семейные ценности. Теперь удар по классикам нанесла и Российская академия образования (РАО).

И снова пострадал Толстой. Президент РАО Людмила Вербицкая предложила изъять из школы «Войну и мир» и «Преступление и наказание» Достоевского. За что?


Госпожа Вербицкая утверждает: «Философские вопросы в этих произведениях сложны для восприятия школьника».
Слабоватое объясненьице: будто Пушкин, Лесков и др. проще. Или дело в другом?


Вспомним, что Достоевский в 30-х годах уже был изъят из программы и репрессирован лет на 30, ибо выступал против насилия революции и проповедовал христианство. Как видим, к методике преподавания это объяснение отношения не имеет.


Исчезал из школы и Есенин как упаднический поэт, воспевающий жизнь кабаков. Да и только ли он!


На мой взгляд, убрать сейчас из школы Толстого и Достоевского – это идеологическая диверсия.


В мире, балансирующем на грани войны, дети должны знать слова Толстого: «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое».


Что тут сложного увидела госпожа Вербицкая? И Достоевский сейчас актуален как никогда. Неужели его слова: «Гармония мира не стоит слезинки замученного ребенка» – тоже недоступны пониманию подростка?


«Да ладно, – скажет кто-то, – не запрещают ведь ваших Толстого и Достоевского. Пусть дети их после школы читают».


Не запрещают, но моя многолетняя практика показывает, что без учителя дети за «Войну и мир» не возьмутся.
Знают это и в академии образования.

И все равно почему-то стоят на своем.
0
Инга
13.10.2016 15:59:11
И все-таки классика в школе труднопонимаема. Те произведения, что есть в школьной программе реальны трудны для детей. Вся классика начинает перевариваться и восприниматься после школе, даже после института.
Ответить Ссылка 0
1
Я против
15.10.2016 00:05:09
После школы и потом читать классическую худ. литературу уже особенно некогда. Получается, что, что успел прочитать за школьные годы, то и останется твоим основным багажом на всю жизнь. Увы.
А женщины-чиновницы, встречаются такого типа, что просто любят умничать и мести своей начальствующей метлой вопреки всякому здравому смыслу и общественному мнению. Дуры напыщенные и невменяемые, короче.
Ответить Родитель Ссылка 1
0
читатель
13.10.2016 22:25:03
Не так уж мало знаю людей, которые после прикосновения к великим классикам в школе больше никогда уже к ним не подступались. Охоту у них отбили навсегда. Осторожнее нужно с великим наследием. Великое - не значит всем доступное. Сегодня, в эпоху клипов, мемов и т.п., важно к чтению приучить, а сложные произведения, скорее, оттолкнут ребёнка. Есть много хорошей и понятной литературы для детей, вот на неё и нужно упор делать. Кстати, сам Толстой назвал своё великое произведение "многословной дребеденью". Я считаю, что давно уже пора пересмотреть программу по литературе и кое-что изменить.

Впрочем, церковников, говорящих о "подрыве семейных ценностей" по вине классической литературы, тоже не одобряю. В Ветхом Завете дочери Лота напоили своего папашу и переспали с ним. Чем это лучше адюльтера Анны Карениной, например?
Ответить Ссылка 0
0
Своё мнение.
14.10.2016 15:12:19
Никоим образом! Ни под каким предлогом! Без всяких объяснений! И без лишних слов! Это даже не обсуждается!
А что касаемо некой Вербицкой - запретить немедленно! Отстранить! Посадить! Расстрелять! Что угодно! Чтобы больше не слышать!
Ответить Ссылка 0
0
Меланхолия
15.10.2016 17:28:12
Вот уже в Пензе крематорий строить собираются. Не иначе, как для Достоевского с Толстым. В смысле - для их романов.
Ответить Ссылка 0
0
Учитель
16.10.2016 16:53:58
К вопросу о сложности. Мой учительский опыт показывает, что во всей программе 10 класса "Преступление и наказание" - это та книга, которая по-настоящему задевает детей за живое. Не секрет, что идея о "право имеющих" и "тварях дрожащих" сейчас просто витает в воздухе, воспринимается как нечто естественное и всем окружением ребёнка, да и взрослого человека, воспитывается. Некоторые дети, не осилив книгу летом, всё-таки прочитывают её во время и после изучения на уроках. Кто ещё и на каком предмете поднимает вопрос о её сути?
Да, "Война и мир" - книга большая. Большой она была всегда. И всегда далеко не все дети её "осиливали". Да, не все идеи Толстого бесспорны. Да, у словесников давно нет нужного количества уроков, чтобы прочитать её по-человечески вместе с детьми. Но положа руку на сердце... Это первая книга, название которой вспоминают даже 5-классники, когда их спрашиваешь, что они знают о Толстом.
Неужели мы до такой степени уже деградировали, что 16-летние, почти уже взрослые люди могут справиться только с крошечными рассказиками? Или кому-то очень хочется, чтобы так и было?
Ответить Ссылка 0
0
Лев Толстой Форева
17.10.2016 21:39:21
Как-то всегда считалось естественным стремление ребёнка во всяком возрасте быть уже взрослым или взрослее, чем он есть на самом деле. И именно по этой причине многие начинали читать "взрослую" литературу много раньше предписанного школой времени. И даже при том, что многое такими детьми в силу их малого возраста оставалось в прочитанном непонятым, невозможно отрицать, тем не менее, огромную роль в их опережающем развитии такого рода чтения (равно как и любого другого занятия). Поэтому как-то странно заранее лишать детей такой возможности личностного роста и взросления, сознательно и загодя снижать им планку в такого рода самовоспитания и саморазвития. Хотеть таким образом массово воспитать недоразвитые личности (потребительское мало что понимающее и легко управляемое потому быдло)?
Ответить Ссылка 0
0
Почти писатель
19.10.2016 13:04:24
Ключевая фраза: "И всегда далеко не все дети её осиливали". Сами этот факт признаете.

Если хотите развить у детей интерес к чтению - дайте им сперва подходящую литературу, что все или почти все её осилили. Крупные произведения Толстого пусть читают в школе факультативно.


"Учитель" пишет: "Неужели мы до такой степени уже деградировали, что 16-летние, почти уже взрослые люди могут справиться только с крошечными рассказиками?" - можно подумать раньше все "справлялись" с серьёзной литературой. Я учился в обычной советской школе, в обычном классе. Нас, по-моему, было двое или трое на весь класс, кто справлялся с длинными произведениями. Остальные не заморачивались. Тут дело не в деградации, а в доступности, соответствии возрасту.

"Толстой Форева пишет": "Хотеть таким образом массово воспитать недоразвитые личности (потребительское мало что понимающее и легко управляемое потому быдло)?"
Народ наш вполне себе управляем (или вы в этом ещё сомневаетесь?), а потребительство давно уже разъело души (или тоже не согласны?). И это при том, что Толстого и Достоевского изучают в школах. Как видите, классики здесь так и не смогли помочь.

Литература влияет на человека. Если, конечно, человек её читает и хорошо понимает прочитанное. И о чём говорить, если "далеко не все её осиливают"?
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
20.10.2016 10:01:48
Два-три человека в классе осиливали, говорите - уже хорошо. А переведут на факультативное чтение - не будет и этих двух-трёх. Это же ведь тоже закон психологии: есть сверх-задача - будет решаться задача, нет сверх-задачи - и простая задача решаться не будет.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
старый партизан
19.10.2016 13:51:25
Вспоминаю нашего преподавателя "Научного коммунизма" в годах. Он как-то (уже к завершению курса), увидев, что кто-то из его слушателей-студентов читает, держа под столом, книгу, сел рядом с нами в один ряд, расслабился и стал разговаривать по душам. Сказал помимо прочего, что в данный момент перечитывает "Войну и мир" Толстого. Уже в 20-й раз. Великие книги, сказал, есть смысл перечитывать по многу раз в жизни, потому что в каждом возрасте читаешь в них разное. По молодости обращаешь в них внимание на одно и как-то не замечаешь другого, а с возрастом акценты внимания и понимания смещаются на другое уже, становятся как бы глубже, мудрее с жизненным опытом. Но это вовсе не значит, что в молодости великие книги читать не надо. Надо. Надо и в молодости, и потом. И лучше несколько раз.

Вспоминается также другой преподаватель - профессор-технарь, тоже в годах. Когда он видел на перемене студента, читающего книгу, интересовался "Что за книга?", а узнав, что это художественная литература (классика), искренне огорчался, расстраивался и неизменно толкал маленькую проповедь: "Книжки художественные надо на пенсии, когда будете, читать. Пока молоды, читать нужно исключительно литературу по специальности и по смежным дисциплинам - повышать свой профессиональный уровень. Ведь годы ученья пролетят быстро - не успеете даже оглянуться. Что успеете за это время, какими знаниями и навыками овладеете, от того зависит то, как сложится ваша дальнейшая профессиональная судьба, карьера". Мы только ухмылялись в ответ. И продолжали чтение. К его неостывающему огорчению.

Сколько людей, столько и мнений.

Плохо, когда кто-то, почитая себя семи пядей во лбу, а других - дураками, начинает навязывать своё мнение этим другим в приказном порядке.
Ответить Ссылка 0
0
Мама ученицы
19.10.2016 15:08:36
Достоевского ненавижу со школы. Тяжело читать, мало что понятно. Учитель по программе бьется, вдалбливать про "тварь дрожащую" и прочие трагедии Сонечки Мармеладовой пытается... Да только не по возрасту произведение. Не для 16-17-летних детей. Как и Толстой. Отбить желание читать окончательно у детей такой программой очень просто... Давно пора обновлять программу.
Достоевского взяла в руки в 30 лет. Читать, конечно, было легче, понятнее. Но осадочек, который в школе еще появился, никуда не делся...
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
19.10.2016 22:44:57
Как у вас всё запущено с малолетства-то! Раньше надо было начинать умные книжки вам и детям вашим читать, тогда бы и Достоевский с Толстым по школьной программе трудными не показались бы. А то конечно - воспитается сначала человечек с замедленным по собственной прихоти или в силу внешних обстоятельств развитием, а потом страдает от того, что ему Толстой с Достоевским непонятны. В 16-17 лет, говорите? Да это же самый расцвет взрослости уже! В этом возрасте миропонимание уже вполне на высшем уровне у человека должно быть уже сложившимся! Человек уже профессию себе выбирает к этому времени. Тем более, что нынешние поколения в этом возрасте даже в половую жизнь вступают повально давным-давно - не то, что их предки, толстых с достоевскими читавших в те же годы запросто и с интересом пребольшим, взахлёб. Ахматова вон даже в 8 лет "Войну и мир" от корки до корки САМА (не заставлял никто) прочитала. Не потому ли и стала потом Ахматовой?
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Старый читатель
19.10.2016 16:28:26
Партизан красиво написал, по-партизански, но...как-то не к месту. Молясь не великие произведения литературы, не нужно забывать о реалиях. А они таковы, что интерес к чтению уходит. Он, интерес этот, скорее, даже уже и не приходит к молодёжи. Это плохо. А если есть проблема - её нужно решать. Нужно как-то пробуждать интерес к чтению. В педагогике есть такое понятие "принцип доступности обучения". Он заключается в соответствии содержания и форм обучения возрастным особенностям учеников. Если этот принцип нарушается, то обучение не достигает нужных результатов. Получается как-раз то, в чём здесь сами же учителя и признались: "...далеко не все осиливают". Логика оппонентов такова: "Ну и пусть не осиливают! Главное не троньте святое!" Странная логика...

Время, господа и товарищи, идёт... Даже летит. Великое всё равно останется великим (это я о толстых и старых книгах), а вот учитывать сегодняшние реалии необходимо. Очень большие книги, изобилующие пространными описаниями, да ещё с пассажами на французском ("Война и мир";),насыщенные непонятными сегодняшнему школьнику реалиями 19 века, черсчур сложны для детей. Может быть, в середине 20 века, такая литература и была широко востребована, да и то не среди детей. А сегодня другое время. Такой литературой не разовьешь интерес к чтению у ребёнка. У большинства этот интерес загубишь.
Нужно менять программу по литературе. Нужно. Чтобы детей к чтению приучить. Это сейчас самое главное. У великих классиков 19 века есть более короткие, доступные, но замечательные произведения. Да и в 20 веке можно найти много вполне приличных писателей, доступных для понимания школьника...
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
20.10.2016 09:52:41
Странное желание приучить человека к чтению в 16 (!!) лет. А не поздно ли в 16-то?
Ответить Родитель Ссылка 0
0
старый партизан
20.10.2016 11:28:55
В такой случае (с такой логикой) надо бы в старших классах школы вообще отменить уроки литературы и заменить их уроками чтения или, на худой конец, "уроками развития любви к чтению". Привести школьную программу в соответствие реалиям действительности, так сказать. И вообще брать пример с Запада. Там щадят детей. В пятом классе дети там уже умеют умножать пять на пять. А больше им и не надо в этом возрасте.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
старый партизан
20.10.2016 12:13:09
Я вот тоже читать никогда не любил и до сих пор не люблю. Прямо-таки физически не люблю. Отношусь к этому занятию исключительно как к муке адской. С детства строгий родитель заставлял читать и читать, осиливать всю школьную программу. Всю осиливать никогда не успевал. Успевал процентов на 60 только. Но и это было больше, чем осиливало подавляющее большинство моих ровесников в классе (некоторые же осиливали и больше). Но нет худа без добра. Учителя по литературе отмечали во мне начитанность, а одна держала даже за самого мудрого читателя в классе, потому что предоставляла возможность ответить на поставленный перед классом литературный вопрос на понимание прочитанного в самую последнюю очередь - уже после того, как все ответили, что смогли. Плюсы некоторой начитанности своей смолоду ощущаю всю жизнь. И тем не менее, ненавижу чтение. Ненавижу, а считаю всё-таки, что читать как можно больше классической литературы, а уж Толстого с Достоевским в особенности, обязательно всем нужно, нужно и нужно. Обязательнейше нужно. Иначе всем интеллектуальная и духовная труба. ... Частенько ,чтобы заставить себя читать, принимаю неудобную позу: например, сажусь в пустую ванну, задираю ноги вверх да ещё поворачиваюсь чуть на бок - так, чтоб мне было как можно неуютней, - так я заставляю себя читать, преодолевать сильнейшее чисто физическое отвращение своё к чтению. Иногда прибегаю к такому приёму - читаю вслух кому-то, обязательно с назидательной интонацией. Тут сама возможность сверху поучить жизни другого играет роль своего рода смазки для заржавевшего в заскорузлом негативизме своём механизма. Как не страдает от этого мой невольный слушатель, чтение таким способом удаётся успешно. Ещё использую приём такой: чтение на зло неприятным обстоятельствам. Например, вам нужно срочно делать какую-то неприятную вам во всех отношениях работу. Вот не хочется её делать и всё - хоть убейся! А делать надо, надо. надо. И тогда я говорю этой работе: "Да я лучше книгу почитаю ,чем делать тебя, уродлину!!" и ... беру книгу и начинаю читать, читать, читать - на зло всем и работе нежеланной проклятой. Таким вот способом мне, помнится, удалось осилить какие-то труды Маркса и Ленина, к которым я сроду бы не подступился, тем более что это никому и не надо было - читать эти труды. Но вот на зло - их прочесть получилось запросто и даже с большим, я бы сказал, азартом. ... Вы можете придумать множество своих других приёмов того, как заставить себя прочесть роман Толстого или Достоевского тогда. кагда вам этого не хочется. Я всего лишь поделился тут своим личным скромным опытом.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
старый партизан
20.10.2016 12:15:58
Вот Вы тут пишете, что Толстой де писал часть своего романа "В и м" на французском... А на каком языке писал ВСЕ свои романы (ЦЕЛИКОМ (!!)) ВиктОр ГюгО, простите?
Ответить Родитель Ссылка 0
0
старый партизан
22.10.2016 02:33:32
Детей вообще всему приходится учить через силу, через "не хочу", если вообще желать научить их многому. А если идти на поводу их "нелюбви" и "нежелания" что-то делать, что-то осваивать, чему-то учиться, то многому вы их и не научите, ничего в них взрослого и здорового не разовьёте. Делать ставку на заинтересованность - дело хорошее, конечно, но ограничивать потуги обучения только этим приятным условием - это гарантированно ограничивать детей малыми достижениями в их развитии и только. Что - разве у нас дети любят бегать по многу километров, подтягиваться на брусьях, отжиматься? Вряд ли, если их не замотивировать. А это, в том числе, и заставить, значит. Если же делать ставку только на интерес, то никаким спортом, кроме как игровым, дети и заниматься не будут. То же самое с обучением музыке. Много ли детей обучается музыке с охотою? Таких детей почти что нет. Всех приходится обучать музыке через силу, через "не хочу". И ведь многие потом, повзрослев, жалеют, что не учились в детстве музыке, а те, кто учились, вдруг обнаруживают все прелести плодов своего обучения, пусть обучения малоприятного, через силу и через "не хочу". Конечно, музыкальная педагогика постоянно изобретает методики увлечения детей занятиями музыкой, внедряет их в педагогическую практику. И всё же: без преодоления детьми себя, своей лени или негативного отношения к занятиям музыкой тут не обойтись. Вот так же и с чтением вообще и с чтением романов Толстого и Достоевского в частности должно происходить. Детей читать книги по программе литературы нужно не только стимулированием всякого рода "конфетками" впереди, но и элементарно заставлять их, учить проявлять "политическую волю" в решении проблем их собственного развития. И плестись тут в хвосте их желаний, их "не могу, не хочу, не буду" (что Вы тут предлагаете) никак нельзя.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
Тамара Задорожная
25.10.2016 15:37:42
Спасибо за конструктивное, умное и интересное обсуждение статьи. Прочла комментарии с большим удовольствием.

Родилась одна идея: предложите те книги, которые, по-вашему, заинтересуют школьников и будут им по зубам. Условие: включение русской классики обязательно, зарубежной и современной литературы – желательно.

Жду с нетерпением. Будет что обсудить.
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
27.10.2016 04:37:30
Вспоминаю, как после первого курса в стройотряде активно знакомились друг с другом ребята с разных специальностей, и первое, что выяснялось друг от друга, это вопрос о том, кто что читал. Так один товарищ сообщил, что помимо всего, что и так все мы должны были к тому времени уже прочитать по школьной и внешкольной программе, он прочитал многое из того, что хотелось бы и мне, например, прочесть к тому времени, но я не успел. Это вся "Человеческая комедия" Бальзака, т. е. что-то около 50-ти томов романов и новелл, например, и многое-многое другое, т. е. фактически вся французская классика, а также романы-биографии об этих классиках Андре Моруа, - всё это было им уже к тому времени прочитано, и обо всём прочитанном он мог поговорить. И это, заметьте, был технический (никак не гуманитарный) вуз и специальности в нём! Т. е., вообще как-то было бы чудно и дико даже думать тогда, что хоть что-то в классической мировой художественной литературе было для нашего возраста непосильным и сложным. Все считали уже к тому времени себя вполне взрослыми. Какие ещё тридцать лет, чтобы дорасти до Толстого и Достоевского! Даже в мыслях ни у кого такой глупой идеи не возникало. Все читали всё. Даже чисто философских не художественных книг не чурались. Например, философ-позитивист Эрих Фромм (его книги) шёл на ура. Или художественные, но не менее философские, чем "Война и мир" Толстого, романы Германа Гессе. Всё это читалось уже на 1-м - 2-м курсе, т. е. в 17-18 лет. И ничего - никто не жаловался, что он де маленький ещё, чтобы понять подобные книги.
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
27.10.2016 21:16:53
А всё потому, что тогда (во времена СССР) в обществе царил культ чтения. "Не читать" считалось чем-то непрестижным, задевающим самолюбие, свидетельством какой-то личной неполноценности, отсталости, чем-то немодным, несовременным, даже где-то как-то постыдным. Не быть в курсе каких-то литературных новинок или не знать классиков - это воспринималось как что-то худшее, чем, скажем, быть одетым неприлично. Вот все и читали, читали, читали. Зачастую в ущерб самому качеству чтения. Типичным было такое явление: люди читали, говорили, что читали, что прочли, а сказать о прочитанном толком не могли даже пары слов - только "понравилось" или "не понравилось", не более. Мода на прочтение каких-то книг - книг, которые "читали все" - часто носила какой-то причудливый по результату характер: людям не нравилось прочитанное, когда оно стоило обратного, и наоборот - нравилось то, что, казалось бы, не должно было бы понравится. Например, "Мастер и Маргарита". Что в этом романе такого особенного? А ведь для многих он стал чуть ли не любимейшей книгой на всю жизнь! Или "Парфюмер". Вообще ужас и пустейшнейшая книжка. Ан нет! Многим очень понравилась. А вот Гессе, например, читали-читали-читали, потому что мода такая была, волна - читать всем Гессе, а потом пожимали плечами: "И чего это он понаписал? Непонятно. Не про нас". И читали быстро-быстро. Я этого вообще никогда понять не мог: зачем читать быстро классику или вообще что-то серьёзное? Читать надо с толком и внимательно, т. е. МЕДЛЕННО, не спеша. Именно поэтому я тогда прочёл очень мало по сравнению с тем, как читали многие, если не большинство, но всё как-то оставило глубокий отпечаток во мне. А вот про других, кажется, такого и не скажешь. По-моему, в чтении нужен именно этот ленинский принцип: "Лучше меньше, да лучше". С другой стороны, очень и очень стыдно сознавать, что море книг, которые прочли другие в своё время, мною до сих пор так и не прочитаны. Например, "Три мушкетёра". Не читал. Да. Стыдно. Очень.
А вот как собрались жить, не читая Толстого с Достоевским, нынешние школьники - для меня вообще загадка. Мне кажется, что это просто какая-то повальная дебилизация у них. Простите.
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
28.10.2016 03:09:16
Не знаю, как учат в консерватории в теперешнее время, а во времена СССР чтение серьёзной классической литературы ставилось перед студентами консерватории, начиная с первого курса, ставилось преподавателями консерватории, ставилось во главу угла, то есть - на самое первое место среди прочих дисциплин и занятий: сначала духовное личностное развитие, а общее и музыкальное уже потом - на базе личностно-духовного. Потому что без духовной (морально-нравственной и ответственно сознательной во всех отношениях, всё постигшей и познавшей) зрелости личности никакого высокого профессионализма музыканту не достичь, говорили педагоги. Говорили не по программе учебной, не по методичке, не по учебнику, а сугубо лично от себя, исходя из жизненного профессионального личного опыта и опыта тысяч других таких же, как они, профессионалов, а прежде всего из опыта своих педагогов, передавших когда-то точно так же это понимание, этот императив и истину, закон и требование и им самим, как эстафетную (между поколений) палочку, изустно. "Читать, читать и читать классиков, думать, размышлять над прочитанным, расширять свой кругозор и духовно расти", говорили и наставляли они при каждом удобном случае своих учеников и студентов. И когда студент-первокурсник при выборе произведения для разучивания вдруг заявлял своему педагогу, что хочет сыграть "Лунную сонату" - она ведь и совсем нетрудная (технически)! - педагог тут же твёрдо осаждал его словами: "Ты ещё не готов. Ты ещё духовно не дозрел. Тебе ещё рано играть такое великое произведение, произведение великого духа человеческого. Тебе ещё надо многое познать в этой жизни, многое пережить, испытать, ощутить, понять многое. Для этого самый короткий путь - это книги, хорошие книги, чтение их. Надо много, много-много читать. Читать классиков, серьёзную литературу, расширять свой кругозор, обогащать свои представления о жизни, человеке и мире через знакомство с опытом и плодами размышлений великих творцов-мыслителей, испытателей и исследователей жизни, - читать много, как можно больше читать. И вот когда с этим трудом души и ума придёт к тебе понимание (хоть ненамного более глубокое, чем на нынешнем (по сути инфантильном) уровне), понимание жизни и человека, его духовных страданий, тогда и только тогда можно уже будет подступиться к величайшим шедеврам Великих и взять на себя ответственность попытаться передать своим исполнением всю глубину подлинной ценности и правды этих шедевров, передать другим людям, твоим слушателям. А пока... А пока давай не будем опошлять и низводить Великое, опошлять и низводить своим недостойным прикосновением - прикосновением неготовой и незрелой пока ещё юной личности. Как ни был бы при этом хорош твой технический потенциал, он никогда не заменит, не сможет заменить того, что должно быть внутри человека-музыканта, музыканта-исполнителя. Запомни эту нехитрую истину. И ступай самосовершенствоваться. Расти духовно. ... Читай!..". И студенты - все как один - шли читать. ... Они - и это можно было наблюдать воочию - читали всегда и повсюду. На переменах, во время еды, в транспорте, на остановках, ложась в постель, сидя у телевизора или у радиоаппаратуры, на концерте или в кино, - всюду и всегда они читали, читали, читали. А потом рассказывали друг другу и преподавателям о прочитанном. Преподаватели слушали и прикидывали в уме: достоин ли их студент уже подойти к Великому или же нет ещё? Поскольку студенты все, как один, очень старались и даром время не теряли, к последнему курсу всех их поочерёдно к Великому таки подпускали всё-таки. ... Какой же праздник души они испытывали от этого!!!... Можете себе представить. И с каким чувством гордости они потом выходили из стен Alma Mater, выходили в жизнь, выходили, вливались в неё, как подросшие мальки, будучи выпущенными из яслей-бассейна, где они провели своё детство и отрочество, вливаются в океан - выходили зрелыми во всех отношениях личностями и, что главное - выходили настоящими (законченными) музыкантами-профессионалами, музыкантами-профессионалами высшей пробы, так сказать!..
Вот как оно было раньше, во времена СССР-то.
А что и как есть в этом отношении теперь - того мне знати не дано, и то мне досконально неизвестно.
Вот так. ...Да-с. Как-то вот так усё...

Короче. Дети! Читайте Достоевского и Толстого, пока вы молоды! Читайте и перечитывайте их и потом. Но не откладывайте сие, что в самый первый раз у вас случится, на годы запоздалой вашей зрелости - хватайте быков сиих за рога, не откладывая за свой двадцатник или тридцатник, а тем более на более позднее время жизни своей! Пожелаю вам всяческой удачи на этом нелёгком и всё же небезприятном, если можно так сказать, пути - занятии или же поприще!
Аминь.
Ответить Ссылка 0
0
отличница
28.10.2016 10:38:00
А я хочу сказать спасибо моему учителю литературы - уроки по изучению таких больших произведений, как "Война и мир" и "Преступление и наказание" были построены таким образом, что на уроке обсуждались конкретные главы, страницы, сцены. именно их необходимо было прочитать для ознакомления с произведением всем "ленивым" школьникам. и уже обсуждая эти фрагменты, мы понимали смыл и суть произведения. И многим это уже не казалось "занудным чтивом". многие возвращались к книгам и читали уже все произведение целиком!
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
30.10.2016 13:45:28
А мне все эти уроки шли как-то мимо души и сознания, казались каким-то опошляющем великие творения духа человеческого и оскорбляющим личность читателя издевательством формализованного школярского литературоведения, причём по принципу "бегом-бегом" и "садись - пять". В положительном качестве в памяти моей остались единственно разборы на уроках литературы "Капитанской дочки". Потому что сама эта "Капитанская дочка" по прочтении оставила у меня довольно слабое впечатление, а вот подробный разбор её на уроках как бы увеличил её в моих глазах, увеличил в деталях и в их значимости. (Так вот часто с картинами бывает. Бывает, смотришь - не видишь, а расскажут - и всё наполняется большим и даже огроменным содержанием.) Вообще, от учителя, конечно же, многое зависит. И ещё от "совпадения" его с учеником. Бывает, и учитель замечательнейший, и ученик не дурак, а взаимопонимания, "совпадения" между ними - ноль полнейший.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
поэт вишневский второй
28.10.2016 12:39:09
не потерпим не сдадим
Достоевского с Толстым
:evil:
Ответить Ссылка 0
0
Своё мнение.
31.10.2016 14:13:15
Классика всегда в моде. В литературе,искусстве....
Что читать?! Что написано, что читает весь мир,что развивает.Тут обсуждений нет. Каждому книгу по его уму.
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
03.11.2016 16:36:19
Это точно. Одни читают Драйзера и по нему учатся, как жить или делать нехорошо, думают, что именно это Драйзер им и хотел сказать своими книгами. А другие читают Драйзера и делают выводы "Вот как надо-то! Учись, пока молодой!". И вот тут на помощь нужного государству и обществу понимания прочитанного и должна приходить школа, учитель, уроки литературы. Вот почему ВСЮ классику, какая бы она сложная ни была, ни казалась, нужно читать и проходить именно в школьные годы, проходить по максимуму, а не по принципу "неинтересно - значит ненужно". Не страшно, что кто-то что-то при этом не сможет увидеть, понять, принять и так далее в прочитанном в силу своей юности, незрелости или недоразвитости. Главное - заложить важные кирпичики в фундамент, нужные государству и обществу семена, "бомбочки с часовым механизмом замедленного действия", если угодно (можно выразиться и так). Такой механизм и стратегия образования и воспитания (делать закладки на будущее) срабатывает не только с литературой. Во многих областях человек, повзрослев, вдруг вспоминает что-то когда сказанное ему учителем в детстве, но не воспринятое, не понятое тогда им, а теперь, по прошествии лет и этапов взросления до него DLHEU доходит смысл услышанного, и тогда он САМ начинает им жадно пользоваться. потому что нужно, позарез нужно. А если бы в него это в своё время не заложил бы никто? Было бы лучше? ... На таком же принципе построено, например, и высшее университетское образование, которым всегда славился СССР - оно преподавало студентам массу дисциплин, практическая нужность которых в дальнейшей работе и профжизни студентам казалась весьма сомнительной. Но, когда они по своей деятельности потом вдруг сталкивались с проблемами, требующими от них как раз вот этих когда-то казавшихся им ненужными знаний и умений, они с благодарностью оценивали судьбу и выпустившую их стен своих Alma Mater, давшую им этот неоценённый когда-то ими по достоинству багаж знаний и умений. Такая ситуация, например, типична для математики, особенно высшей. Изучаешь, изучаешь её и задаёшься вопросом "А зачем?". А когда вдруг случается ситуация, что она вот как раз и нужна позарез сейчас, тогда только приходит понимание, осознание, что все мучения учения были не напрасны, имели большой практический смысл для будущего. Самое смешное (и горькое), что человек, не получивший такой закладки в своём образовании и воспитании, даже и не почувствует, даже не поймёт и не оценит, что же он потерял, когда с ним случится ситуация, когда вот эти неполученные им знания, умения, понимания вдруг окажутся востребованными жизнью - жизнь раздавит его по этой ситуации молча как слепого котёнка - точно так же, как оказывается так ничего и не понявшим таракан, которого мы давим-убиваем, потому что у него нет мозгов, так сказать, он их ни от кого не получил. Вот такому же слепому котёнку или таракану добровольно готовы уподобиться те, кто ратует за упрощение школьной программы хоть по той же литературе, хоть по чему другому. Это и есть воспитание малограмотного раба по сути.
Ответить Ссылка 0
0
старый партизан
02.12.2016 00:33:23
Вербицкая: 70% учителей не прочли «Войну и мир» до конца
Вербицкая: 70% учителей не прочли «Войну и мир» до конца


© Фото с сайта gov39.ru


Исследование, проведенное среди учителей русского языка и литературы в Петербурге, продемонстрировало большие пробелы в их познаниях. Около 70% из них не читали роман «Война и мир» от начала и до конца. Об этом в кулуарах Международного культурного форума рассказала президент СПбГУ Людмила Вербицкая, передает корреспондент «Росбалта».
«Выводы просто трагические. Потому что многие преподаватели русского языка и литературы в Петербурге не могли справиться с анкетами, с которыми справились дети. Я не знаю, как они учат школьников. Мне кажется, необходимо ввести особые правила приема в педагогические вузы. Пусть и говорят, что это нарушение демократии. Нам очень не хватает хороших учебников и преподавателей высокого качества», — отметила Вербицкая.
Также известный лингвист и филолог опровергла приписываемое ей высказывание о необходимости исключить из школьной программы романы Толстого и Достоевского.
«Опасности такого исключения нет. Все ссылаются на меня, но это чистая неправда. Я говорила только о том, что изучение романа „Война и мир“ в школе — это очень непростая вещь. Вы знаете, что 70% преподавателей даже не прочли эту книгу от начала и до конца, а учат детей. Ребенок не может понять всю глубину этого блестящего философского романа. Дети обращают внимание только на то, кто там кого полюбил и что там было на балконе. Возможно, стоит изучать другие произведения Льва Толстого. Правда, мне говорят, что тогда дети вообще никогда в жизни не откроют этот роман и не прочтут. Наверное, можно тогда отдельные сцены оттуда брать. Но я не говорила, что „Войну и мир“ стоит заменить изучением Библии», — пояснила Вербицкая.
Ответить Ссылка 0

Праздник двора на ул. Ленина, 35
08.07.2021
Праздник двора на ул. Заречной, 8
24.08.2021
Праздник двора на ул. Ленина, 5
15.07.2021
Выпускной-2021
30.06.2021
"Атомный воркаут-2021!
01.06.2021
Фестиваль "Рыжая прищепка"
01.06.2021
Последний звонок и первый экзамен
26.05.2021
День Победы - 2021. Патриотические акции
09.05.2021
День Победы-2021
09.05.2021
Тотальный диктант-2021
16.04.2021
Праздник двора (Мира, 88)
17.03.2021
Масленица (14.03.2021)
14.03.2021
СаниZARфест фотозона
01.03.2021
СаниZARфест-2021
25.02.2021
Ярмарка-2021
24.02.2021
Лыжня России – 2021
15.02.2021
Если отдых, то активный
29.01.2021
Праздник двора на Ахунской, 7
15.01.2021
Праздник двора на Заречной, 8
14.01.2021
А зори здесь тихие
07.12.2020
«Собаки-якудза»
23.10.2020
Концерт, посвященный 75-летию атомной отрасли
29.09.2020
День города – 2020
15.09.2020
Парад Победителей 22 июня 2020
24.06.2020
Cмотр-конкурс «Есть такая профессия - Родину защищать»
13.03.2020
Благотворительный концерт «Щелкунчик и Мышиный король»
13.01.2020
Ярмарка-2019
23.10.2019
1 сентября 2019
03.09.2019
Выпускной-2019
26.06.2019
День города - 2019
27.05.2019
День Победы-2019
14.05.2019
Помогите Айболиту!
24.04.2019
Тотальный диктант-2019
17.04.2019
Масленица-2019
12.03.2019
Лыжня России-2019
12.02.2019
Крещение-2019
22.01.2019
Рождество-2019
11.01.2019
День матери
29.11.2018
Ярмарка-2018
23.10.2018
Велопарад-2018
25.09.2018
День города-2018. "Заречье сегодня" фотозона
12.09.2018
День города-2018. Парк
11.09.2018
День города-2018. Шествие
10.09.2018
Детский квартал - 2018
07.09.2018
1 сентября 2018
04.09.2018
«Заречный в цвету»-2018
20.08.2018
Выпускной-2018
25.06.2018
Мой дом, мой двор-2018
08.06.2018
День Победы-2018
11.05.2018
«Бессмертный полк»-2018
10.05.2018
Тотальный диктант - 2018
16.04.2018
Пасха - 2018
11.04.2018
Благотворительный спектакль «Качели»
03.04.2018
Лыжня России-2018
13.02.2018
"Хоровая ассамблея". 2 этап «Боевая высота»
05.02.2018
Крещение-2018
19.01.2018
Новогодние каникулы-2018
10.01.2018
Танцующий детский сад-2017
13.12.2017
Хоровая ассамблея 2017
06.12.2017
Первоклашка-2017
01.11.2017
Ярмарка-2017
17.10.2017
Сенофест
12.09.2017
Заречный в цвету-2017
11.09.2017
Конкурс профмастерства – 2017
05.09.2017
1 сентября 2017. Детский квартал
04.09.2017
Выпускной-2017
26.06.2017
День города-2017 (парк)
30.05.2017
День города-2017
29.05.2017
День массового футбола-2017
22.05.2017
"Бессмертный полк"-2017
10.05.2017
Тотальный диктант-2017
10.04.2017
Кулинарный конкурс – 2017
07.03.2017
Благотворительный спектакль «О, мама мия!»
27.02.2017
Лыжня России 2017
13.02.2017
Тотальный диктант 2016
18.04.2016
Палаточный военно-спортивный лагерь "Патриот"
11.07.2016
Снежные фантазии 2017
11.01.2017
Диктант с "Заречьем сегодня"
31.10.2016
Осенняя ярмарка 2016
17.10.2016
III Фестиваль садов и цветов «Заречный в цвету»
19.09.2016
Кубок города по функциональному многоборью
15.08.2016
День Заречного в Москве
06.07.2016
Выпускной 2016
27.06.2016
День массового футбола
23.05.2016
День Лося 2016
12.04.2016
Масленица 2016
15.03.2016
Летучий корабль
14.03.2016
Городская акция «Очистим двор от снега»
02.02.2016
Финал Городского конкурса отцов
21.12.2015
Дискотека "Наше время" 2015 г
14.12.2015
Танцующий детский сад 2015 г
17.11.2015
Али-Баба и40 разбойников
02.03.2015
Ночь в театре
31.03.2015
Последний звонок 2015
25.05.2015
День памяти
22.06.2015
Выпускной 2015
29.06.2015
Дискотека восьмидесятых
30.11.2014
Али-Баба. Репетиция
24.02.2015
День города - 2014
02.06.2014
Заречный в цвету
15.09.2014
Бременские
05.03.2014
Выпускной 2014
24.06.2014
"Большой ужин" во дворе пр. Мира 22
04.08.2014
Добрый Заречный
08.09.2014
Лоси покидают Заречный
14.01.2014
sochi-2014
20.01.2014
Автослалом 2014
18.02.2014
Хоккей в валенках 2014-2015
29.12.2014





.

Блогеры

Тамара Задорожная
Кристина Павлова
Светлана Оксенюк
Анна Дунаева

Новости Заречного

110 «вожатых будущего» прокачали мышление
Отработать навыки они смогут в новогодней смене в Полярных Зорях.
Что горело в ТЮЗе 25 октября?
В редакцию позвонили обеспокоенные зареченцы.
В Заречном временно не работает детская библиотека
На дистанционку ушли учреждения культуры, спорта и допобразования.
«В ковидном госпитале провела месяц. Лечу последствия год»
Зареченка рассказала свою историю болезни.

Народные новости

Кир Булычев «создал» смартфон, умные часы и космический туризм
Какие еще фантастические идеи писателя стали реальностью?
Будет полезной и хрустящей
Квасим капусту с клюквой.
Конфитюр из острого перца к субботнему столу
Соус подходит к сыру и мясным блюдам.

Новости России и мира

Зареченцы выбирают лучшего работодателя России
Чтобы поддержать "Росатом" нужно меньше минуты.
Кошелек или жизнь!
Полицейские рассказывают, кому мошенники угрожают расправой.
Дни с 30 октября до 7 ноября могут объявить нерабочими
Премьер-министр Михаил Мишустин поддержал предложение.

Новости региона

Сдавать ЕГЭ начнут с 21 марта
Опубликовано расписание экзаменов для 9-х и 11-х классов.
Около 40 тысяч рублей в среднем получают в регионе
Подсчеты сделали в Пензастате.
Пензенские поисковики стали одними из лучших в ПФО
Позади они оставили 12 команд.